dkuzmin: (Default)
Dmitry Kuz'min / Дмитрий Кузьмин ([personal profile] dkuzmin) wrote2009-12-27 10:31 pm

О кузьминых, реальностях и параноидальных страстях

Глубокоуважаемый и нежно любимый Борис Херсонский зачем-то выносит из комментариев к удалённому посту комментарий какого-то полуанонимного мрачного ублюдка, сообщающего следующее:

Был Бродский. Сейчас уже народилось целое поколение, которое Бродского толком не знает в силу предпочтений всяких кузьминых с их параноидальной страстью лепить новую литературную реальность с помощью маркетинга и кодирования.

Хотелось бы заметить по этому поводу, во-первых, что употребление чужого имени во множественном числе с маленькой буквы — довольно примитивный приём кодирования, но по его поводу легко спросить ответа за базар: вряд ли эта патетически настроенная мошкара блогосферы способна назвать много кузьминых помимо Кузьмина. Во-вторых, мне очень лестна идея о том, что целое поколение бесповоротно испорчено моей вредоносной деятельностью, — но идея эта не нова, и если учесть, что диагноз поставлен так давно, то, право же, странно, что соединённые усилия журналов «Арион», «Вопросы литературы», «Знамя» и т. д. на протяжении всех этих лет так и не просветили это поколение и не наставили его на путь истинный. Может быть, это потому, что все они не очень старались — и упустили возможность, например, широко обсудить место Бродского в сегодняшнем литературном сознании в связи с 10-летием его ухода — оставив, тем самым, инициативу такого обсуждения всяким кузьминым, начавшим с этого шага выпуск собственного поэтического журнала. Но особенно интересно про саму новую литературную реальность: по отношению к чему, собственно, она нова? Если имеется в виду реальность сегодняшнего дня, складывающаяся из того, что пишется сегодня, то об активном участии в этой реальности автора, ушедшего из жизни без малого 14 лет назад, говорить, увы, затруднительно. Если же речь идёт о реальности той эпохи, когда Бродский жил и работал, то реальность эта до сих пор не реконструирована с должной тщательностью и достоверностью — и о многих выдающихся авторах, живших и работавших с Бродским бок о бок, мы до сих пор знаем довольно смутно; но возвращение законного места на авансцене литературного процесса Геннадию Алексееву или Вениамину Блаженному никак не угрожает никакой реальности 1960-80-х — а угрожает лишь бессмысленному мифу рубежа 80-90-х о главном поэте Бродском, мифу, рождённому искорёженным сознанием позднесоветского люмпен-интеллигента, твёрдо уверенного в том, что кто-то непременно должен замещать вакансию лучшего и талантливейшего поэта эпохи (© отец всех народов). То, что некоторые из этих люмпен-интеллигентов дожили до наших дней и даже обогатились параноидальной страстью безответственного вяканья в ЖЖ, — занимательный, но вряд ли сколько-нибудь значительный факт наших дней.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2009-12-27 08:31 pm (UTC)(link)
Восстановил, чтобы не думал этот товарищ, что я его критики опасаюсь. И Люся попросила, у нее на то свои резоны. Поражает, что у него во френдах, что называется цвет нашей поэзии. И почти все пропустили сие мимо ушей. Что досадно. но что за мания величия - он решил, что я удалил свой пост из-за его коммента!

[identity profile] chulasov.livejournal.com 2009-12-28 09:07 am (UTC)(link)
Чепуха. Это всё Ваши домыслы. Если бы не вопрос pernata_fogel, адресованный мне в моём блоге, я бы не привёл ей этот комментарий. Этот комментарий являлся частью ответа на её вопрос. Всё, что было после - это ваши дела. Она попросила, Вы восстановили. Мне по барабану ваши игры.

Помолитесь за Вашего издателя.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2009-12-28 10:07 am (UTC)(link)
Чепуха то, что пишете Вы. Игры тоже Ваши, не передергивайте. Думал, что имею дело с относительно вменяемым человеком. Только не рассказывайте мне больше о христианстве. На таких, как Вы, щек не напасешься. Будьте здоровы.

[identity profile] porvin.livejournal.com 2009-12-28 09:26 am (UTC)(link)
Теперь уже не весь цвет :)
Edited 2009-12-28 09:31 (UTC)

[identity profile] zver-libre.livejournal.com 2009-12-28 10:28 am (UTC)(link)
главное не спутать [livejournal.com profile] chulasovа с [livejournal.com profile] chudasovым ))

[identity profile] porvin.livejournal.com 2009-12-28 10:56 am (UTC)(link)
как хорошо, когда есть главное

[identity profile] shubinskiy.livejournal.com 2009-12-27 09:07 pm (UTC)(link)
Резкость тона, Дима, делает Вашу позицию уязвимой. В отношении Вас и Вашей деятельности (которую я, как Вы знаете, высоко ценю) полуаноним, конечно, не прав категорически, но, скажем, я тоже считаю, что поэты объективно не равны по своему значению. И что из поэтов своего поколения Бродский был одним из нескольких наиболее одаренных (нескольких - это четырех-пяти), и из этих четырех-пяти он состоялся в наибольшей степени, в том числе и чисто количественно. Значит ли это, что я люмпен-интеллигент и параноик?

[identity profile] reader-n.livejournal.com 2009-12-27 10:06 pm (UTC)(link)
"угрожает лишь бессмысленному мифу рубежа 80-90-х о главном поэте Бродском, мифу, рождённому искорёженным сознанием позднесоветского люмпен-интеллигента, твёрдо уверенного в том, что кто-то непременно должен замещать вакансию лучшего и талантливейшего поэта эпохи (© отец всех народов)."

сам Бродский категорически был несогласен ни с поэтической иерархией, ни с искусственным назначением на роль *первого поэта*.

[identity profile] reader-n.livejournal.com 2009-12-28 12:10 am (UTC)(link)
видеофильм о Бродском
http://sluza-2.livejournal.com/285555.html

где-то там он касается темы иерархии

[identity profile] encircled-plus.livejournal.com 2009-12-28 09:04 am (UTC)(link)
Выражения «дорогой полуанонимный мрачный ублюдок», «безответственное вяканье», «мошкара блогосферы», «люмпен-интеллигент», «параноидальная страсть» тоже хороши.

[identity profile] encircled-plus.livejournal.com 2009-12-28 01:00 pm (UTC)(link)
Не заметил, да. Най мой слух «безответственное вяканье» совсем уж к сталинской лексике отсылает (не знаю, кто там из большевиков был зачинателем этой стилистики, поэтому назвал самого популярного).

с наступающим...

[identity profile] didgei.livejournal.com 2009-12-28 02:43 pm (UTC)(link)
Херсонского не люблю (по тем же причинам что и Рейн). с претензиями согласен (частично)

Re: с наступающим...

[identity profile] oles-barlig.livejournal.com 2009-12-28 06:09 pm (UTC)(link)
позвольте поинтересоваться - за что Вы не любите Херсонского?

как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] didgei.livejournal.com 2009-12-29 05:08 am (UTC)(link)
– У Бродского появились тысячи эпигонов, а результаты плачевные, нулевые. Он оказал, безусловно, большое влияние на поэзию конца XX века, но оно как-то быстро сошло на нет. Вот, скажем, «есенинская волна» в русской поэзии дала определённые результаты: Павел Васильев, Борис Корнилов, Ярослав Смеляков (в меньшей степени), Николай Рубцов… А что в этом плане можно сказать о «волне Бродского»? Ничего. Вот сейчас довольно много говорят о таком поэте – Борисе Херсонском. Но это опять подражание Бродскому…

– Может, он не подражатель, а продолжатель?

– Я не специалист по творчеству Херсонского. Возможно, я что-то не то прочитал. Но я прочитал две или три его подборки – это опять та же самая поэтика Бродского. Ритмика, рифма, как строится образ, как развивается синтаксис – всё это во многом определяет поэта. Пока ты не найдёшь своего голоса, о чём тут говорить? Этот голос может быть и не шибко экстравагантным, оригинальным, но он должен быть своим. У Херсонского, мне кажется, этого нет. А вообще много зависит ещё и от судьбы. Судьбы настоящих поэтов почти всегда драматичны, исковерканы.

Источник: http://igor-panin.livejournal.com/31522.html#cutid1

P.s. ничего не могу добавить... абсолютно

Re: как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] oles-barlig.livejournal.com 2009-12-29 05:50 am (UTC)(link)
да, об этой претензии к Херсонскому я слышал. про Кенжеева и Цветкова тоже говорят - Бродский.

Re: как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] didgei.livejournal.com 2009-12-29 06:26 am (UTC)(link)
Цветков шире, там нашлось еще место Заболоцкому (и не только), но интересно и цепляет иногда.

Кинжеев, более-менее оригинальный поэт. (не цепляет совершенно :))

Re: как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] oles-barlig.livejournal.com 2009-12-29 03:46 pm (UTC)(link)
вот заметил (может и ложное наблюдение): поэты, которые ориентируются на позднего Бродского как правило считаются хорошими, а те что на раннего - периферийные провинциальные писаки.

Re: как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] didgei.livejournal.com 2009-12-29 03:52 pm (UTC)(link)
интересная мысль. а можете ссылочки дать: кто ориентир., где и когда?

?!

Re: как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] oles-barlig.livejournal.com 2009-12-31 02:55 pm (UTC)(link)
сейчас попробую ответить на этот вопрос у вас в привате.
(deleted comment)

Re: как говорит УЧИТЕЛЬ Иосифа Александровича

[identity profile] oles-barlig.livejournal.com 2010-01-02 07:46 am (UTC)(link)
Взаимно! ))

[identity profile] didgei.livejournal.com 2009-12-29 03:07 pm (UTC)(link)
так ведь она - под Бродского не пишет... в общем-то :)

Это не под Бродского?

[identity profile] elena-sophia.livejournal.com 2010-01-19 10:00 pm (UTC)(link)
http://magazines.russ.ru/arion/2004/1/nik1-pr.html
И не только это. Иногда просто невыносимо похоже. А разве она - подруга Рейна? У них были какие-то контры на кафедре критики, но об этом литинститутцы предпочитают умалчивать.

[identity profile] dazkevitch-777.livejournal.com 2009-12-28 04:21 pm (UTC)(link)
прикольно...

[identity profile] dazkevitch-777.livejournal.com 2009-12-28 04:35 pm (UTC)(link)
"Есть в нашей крови что-то такое что отрицает любой прогрес.." Чаадаев

[identity profile] jaschil-14hane.livejournal.com 2010-01-01 02:41 am (UTC)(link)
+100! ДОЛОЙ "ТРОН ЦАРЯ ПОЭТОВ"!