dkuzmin: (Default)
[personal profile] dkuzmin
О нижегородском поэтическом фестивале "Стрелка" уже все написали, что избавляет от необходимости в формальном отчете (на Gif.Ru всё верно, за вычетом разве что включения Марии Глушковой, давно известной по сетевым публикациям, в число открытий фестиваля) и в эмоциональных выплесках (тем более что весь отпущенный мне природой лимит эмоций был у меня в три нижегородских дня задействован по другой линии). Следовательно, можно немного порассуждать на принципиально-концептуальном уровне — не в плане критики случившегося (в любом случае при имевшихся материальных и организационных ресурсах результат — заметная удача), а скорее на перспективу.

Основной вопрос — вопрос позиционирования. Если это фестиваль современной поэзии, а не фестиваль молодых авторов, то ни с какой стороны не правильно, что из 36 участников программы около 30 принадлежит к младшему поэтическому поколению (несколько местных авторов формально постарше, но по смыслу относятся к дебютантам 2000-х годов, — пожалуй, только Дмитрия Зернова я бы рискнул отнести к предыдущему поколению). Понятны все три резона такого решения: молодые легче на подъем, организаторам проще до них добраться (через тот же ЖЖ), плюс есть надежда, что они окажутся ближе молодежной же аудитории. Но значительный элемент дезориентации при таком раскладе возникает: слушателям неясно, откуда у многих выступающих растут ноги. Если в самом деле вслед за фестивалем пойдут авторские вечера и в Нижний станут приезжать ключевые фигуры современной русской поэзии — то отчасти этот недостаток подготовки у аудитории может быть к следующему фестивалю восполнен. Но и тогда вопрос останется: Фестиваль современной поэзии и Фестиваль молодых поэтов — два разных жанра. И фокусировка внимания на младших авторах может не только сбить с толку публику, но и самим авторам оказать дурную услугу, если наработки собственного поколения начнут выступать основной точкой отсчета. Пока и в Калининграде, и в Нижнем был предъявлен формат молодежного фестиваля с гомеопатическим вкраплением старших авторов, — для старших авторов это скорее удовольствие (потому что в таком контексте и не захочешь, а почувствуешь себя на 15 лет моложе), а вот остальным...

В связи с вышесказанным (хоть это и частность): на протяжении всего фестиваля меня сильно смущал градус комплиментарности со стороны организаторов. На каждом вечере несколько раз повторялось, что-де здесь собрались выдающиеся поэты (один раз даже выскочило "великие"). К большинству участников "Стрелки" я отношусь с интересом и уважением, считая их заметными фигурами в молодой литературе, лидерами своего поколения и т.п., но до статуса "выдающегося русского поэта" всем без исключения присутствовавшим авторам предстоит еще 10-20 лет поработать. Давайте будем аккуратнее в оценках, дабы не скатываться к литинститутскому "старик, ты гений".

По площадкам. Думается, что распределять авторов по ним следует исходя из специфики текстов и манеры исполнения. Сложные метафизические построения Вадима Кейлина легче бы воспринимались в более академической обстановке Областной библиотеки, чем в наэлектризованном пространстве арт-кафе "Буфет", структурно аналогичного московским "Пирогам" (хотя и намного более уютного). И наоборот, Анна Логвинова могла бы зацепить публику и в более эстрадном формате чтений. Иной раз, конечно, не угадаешь (скажем, Дина Гатина на чтениях в "Безухове" явно чувствовала себя не в своей тарелке, что при ее опыте выступлений отчасти удивительно), но по крайней мере это надо осмыслить как задачу. Насчет использования ресторана "Безухов" для таких акций я бы вообще предложил поразмыслить: авторов, способных удерживать такой зал (вопрос не в величине, а в конфигурации и атмосфере), вообще не так много, и нет смысла выпускать их мелкими порциями (т.е. если бы, к примеру сказать, вечер в "Безухове" был поделен между Дмитрием Воденниковым, Андреем Родионовым, Юлием Гуголевым и Вадимом Калининым...).

Нижегородские авторы были, в целом, милы. Из ранее неведомых — прежде всего Сергей Кузьмин и Анастасия Зеленова. На слух трудно судить, но какое-то даже и родство между ними мне послышалось. Тут есть такой поворот: поиск способов сделать поэтическое высказывание современным, привязанным к сегодняшнему дню, в обход наиболее характерных, трендовых подходов к проблеме. Конечно, у Кузьмина и Зеленовой нет такой целенаправленной задачи, но итог вполне позитивный. Возможно, стоило бы для усиления нижегородской фракции сделать что-нибудь постоянно действующее (как минимум, отдельный сайт, что совсем не исключает участия в "Полутонах" и т.п.).

В целом, конечно, как любая инициатива, это замечательно. Остался пустяк: не дать энтузиазму себя захлестнуть :)
(deleted comment)

Date: 2005-12-28 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] d-su.livejournal.com
калинин - это другой вадим. который красная_рыбка.

Date: 2005-12-28 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] key-linn.livejournal.com
речь о том что не Кельин (оно там выше)

Date: 2005-12-29 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] d-su.livejournal.com
невнимательно я читаю
эх
(deleted comment)

Date: 2005-12-28 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] engels.livejournal.com
да, моя тарелка был припаркована неподалёку. после я даже попыталась найти там потайную как у папы карло
её не было

Date: 2005-12-28 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nastin.livejournal.com
Вы правы, Дмитрий, насчет формата, но он вынужденный - взрослые дяди и тети не так легки на подъем, и уговорить их ехать в безбонусную тьмутаракань трудно. В Нижнем, вроде, было получше со старшим поколением, у нас в Кениге - совсем почти ничего, но скажу еще раз: это не проблема формата, а организационная проблема.

Скажем, мы готовы проводить в Калининграде выступления известных поэтов, но мы не сможем оплатить их приезд, да и без того на нас ляжет аренда зала, афиши, пиар - все это тоже время-деньги. Если бы была какая-то финансируемая "гастрольная программа", а так - самодеятельность с неизбежной стохастикой.

Кстати, в Калининграде никакого самохвала я не замечал, авторы довольно ревниво и критически относились друг к другу, что, впрочем, не помешало им подружиться. А Вы замечали?

Date: 2005-12-28 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-vi.livejournal.com
Взрослые тети напротив очень легки на подъем, только никто особенно и не зовет...

Date: 2005-12-29 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] nastin.livejournal.com
Мы, соответственно, тоже попробуем тоже:))

Мы: приличный зал (есть три-четыре варианта, все очень хорошие), афиши, пиарчик, радио, ТВ. Вы: аффтара.

Date: 2005-12-28 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] terens.livejournal.com
Дмитрий, мы многие аспекты уже в НН обсуждали. Вот что хочу сказать еще. Разница между современной (актуальной) поэзией и молодой поэзией абсолютно понятна, потому что второе входит как часть первого. Паша уже сказал, что молодые более легки на подъем, и я как организатор с ним совершенно согласен. Но собственно мои планы в том и состоят, чтобы местному зрителю в течение ближайших двух-трех лет был представлен разнообразный спектр нескольких поколений. Просто "Стрелка" - это пилотный проект, тем более (обращаю особое внимание), связанный с публикой, для которой (надеюсь пока) все эти отличия актуального от молодого мало что значат, потому что публика эта практически ничего не знает не то, что о Сен-Сенькове и Гейде, к примету,но и о Сапгире с Некрасовым не имеет никакого представления. Что поделаешь, местная специфика, с ней и боремся.
Комплиментов может было много, я что-то в пылу проведения мероприятий этого не заметил. Цитата про "великих" на самом деле прозвучала не в прямом смысле, а в контексте, что вот дескать возможно перед нами сейчас находятся... и т.п. и была связана исключительно с попыткой воздействовать на пьяную публику в ресторане, которая начала себя отвязно вести. Вроде бы помогло.
Согласен, что некоторые авторы лучше смотрелись бы в формате другого помещения, но это еще и накладки с микрофоном, на будущее для поэтических чтений запланирован прежде всего "Буфет", и с микрофоном, что важно.
Насчет сайта и т.п. как раз сейчас думаем. Вообще все хорошо продумано. Кажется...

Date: 2005-12-28 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] key-linn.livejournal.com
ну не люблю я библиотеки что ж поделать ;)

Date: 2005-12-28 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] key-linn.livejournal.com
нет, я про ту часть библиотек в которой каталоги, членские партбилеты, запросы итд. конференц-залы как правило оказываются там же. совершенно был бы не против почитать в самих такскть хранилищах ;)
Page generated Apr. 30th, 2026 04:52 am
Powered by Dreamwidth Studios