dkuzmin: (Default)
[personal profile] dkuzmin
На какой-то из недавних литературных акций после какого-то моего пламенного монолога ко мне подошла милая девушка и поинтересовалась, нельзя ли пригласить меня для участия в ток-шоу "Большие" о судьбах русской поэзии. Ток-шоу я этого не видал, но краем уха слыхал, что представители юношества должны в нем, как большие, обсуждать всякое серьезное, — потому и поинтересовался у девушки, понимает ли она, что выступать от имени юношества мне не вполне полагается. Девушка (и присоединившаяся к ней вторая) ответила в том смысле, что это всё неважно и уж больно я им подхожу по имиджу и темпераменту, а о том, сколько мне лет, они телезрителям не скажут (заметим в скобках, что это не помешало им вывесить на сайте программы мою биографию). В видах внести очередной незначительный вклад в дело пропаганды отечественной словесности я пошел.

У каждого ток-шоу должна быть, как мы понимаем, своя визуальная фишка. У этого она состоит в том, что участники программы должны сидеть на циклопического размера стульях: т.е. это как бы обычные стулья, но увеличенные втрое. Как эта хреновина может быть концептуализирована — я придумать не смог, но психологически, конечно, этот приём работает на подавление: нормальному человеку сидеть на таком стуле-монстре дико и некомфортно, к тому же циклопического стола не предусмотрено, так что ты весь на виду. Но меня-то голыми руками не возьмешь: я сел не на сиденье, а на боковую ручку и облокотился на спинку, оказавшись, тем самым, в привилегированной позиции, на полметра выше. И с этой привилегированной позиции взглянул окрест себя, на других участников.

Тут, ясное дело, душа моя всячески уязвлена стала. Потому что картина оказалась следующая. В роли молодого критика был зван Константин Мильчин, который ничем не плох, кроме того, что поэзией практически не занимается. В качестве молодых поэтов были званы некто Рахман Кусимов из Петербурга и поэт со звучным именем Шпак Спиридонов, издатель уже радовавшего нас альманаха "Картон". Наконец, для полового разнообразия (а для чего еще?) приглашена была Ольга Чумичёва, ныне PR-менеджер, кажется, "Азбуки", а мне запомнившаяся как PR-менеджер "Лимбус Пресс", один из участников топоровского проекта по изготовлению из глупой и неталантливой провинциальной девицы литературного проекта "Ирина Денежкина". Сверх того, правда, были еще дополнительные участники, зачем-то отселенные в отдельное помещение под названием Интернет-кафе (к ним изредка обращались за репликами — было их человек 10, но человеческие слова произносили только Марианна Гейде, Данил Файзов и Юрий Цветков, прочие помалкивали), и телемост с Петербургом, где собрались участники так называемого "театра поэтов «Послушайте!»" — молодые и энергичные ребята, в отсутствие, увы, ответственных литературных организаторов занявшие практически всю питерскую литературную сцену своим рифмованным самопалом (вождя их, подробно рассказывавшего о том, как у них бурлит литературная жизнь, я спросил, слушают ли они на вечерах выдающихся петербургских поэтов — Шварц, Ерёмина, Драгомощенко, Скидана — или исключительно друг друга, на что вождь ответил, что да, конечно, лично он Ерёменко очень любит, из чего легко сделать вывод, что существование Михаила Ерёмина ему попросту неведомо). Наконец, в роли старшего товарища, призванного вынести вердикт, был приглашен Андрей Василевский.

Для начала ведущий программы сказал, что теперь у поэтов в моде слэм, и предложил всем сидящим в Интернет-кафе продолжить двустишие: "Поэтом можешь ты не быть, / Но в новый век вступить обязан". Т.е. под слэмом авторы этой идеи понимают буриме. Отвечать, однако, выпало Файзову, который в кратких, но сильных выражениях объяснил ведущему, что тот заблуждается и слэм — это совсем другое. Далее "основные" участники программы стали высказываться на тему: что нужно для того, чтобы новый век русской поэзии поскорее наступил и поуспешнее развивался. Молодой поэт Шпак Спиридонов сказал, что поэты должны активнее выходить к читателю. Молодой поэт Рахман Кусимов сказал, что нужно лучше освещать в СМИ проводящиеся молодыми поэтами акции и фестивали. PR-менеджер Ольга Чумичёва сказала, что нужно превратить поэта в медийную фигуру, то бишь сделать ему пиара, да побольше. Костя Мильчин высказался в том смысле, что общее улучшение гуманитарного образования пошло бы русской поэзии на пользу. Аз многогрешный говорил о том, что основная проблема и молодого поэта, и молодого читателя — незнание и непонимание того, что уже написано вчера и что пишется сегодня, а потому главная задача — просвещение и пропаганда современной поэзии, для чего требуется специальная программа (особым образом подготовленные поездки разных поэтов по стране, особая книжная серия "для начинающих" — с предисловиями, ориентирующими неискушенного читателя, и т.п.).

Вполне понятно, что содержательная дискуссия при таком раскладе участников и мнений была маловероятна. Поэтому беседа поневоле приняла фрагментарный характер. Молодой поэт Рахман Кусимов прочитал свои стихи про любовь к девушке Наташе — аккуратненькие такие, Наташа должна была быть довольна (особенно трогательна была рифма "Натали — шабли"), — и отключился. Молодой поэт Шпак Спиридонов, в демонстративно коротких брючках и со значком на лацкане, изображающим Есенина, твердил, что стихи пишутся для читателя и искусство должно принадлежать народу — в то время как журналы "Арион" и "Воздух", печатающие одно и то же, зажимают и забивают конкурентов. PR-менеджер Ольга Чумичёва, в розовой кофточке, в целом примкнула к нему, заявив, что поэт должен её, как простого читателя, привлечь (и, добавим от себя, ублажить — а иначе зачем привлекал?). Костя Мильчин заметил, что трактористы уже никогда не понесут в кармане Жан-Поль Сартра, но цитата, по-видимому, опознана не была, так что молодой поэт Шпак Спиридонов в ответ вскричал: "Почему вы так не уважаете своего читателя?" Между делом дали слово и Марианне Гейде, которая прочитала короткое стихотворение и сказала несколько слов, но погоды это уже не делало. В финале Андрей Василевский, вполне органичный в роли мудрого судьи, высказался в том смысле, что все это, конечно, очень интересно, но практически не очень понятно, что же все-таки делать, — потому что хорошо бы, конечно, иметь программу по пропаганде современной поэзии, но поди ж знай, в чьи руки такая программа попадет и кого они там начнут пропагандировать...

В общем, итог был предсказуем: опыт показывает, что когда речь в прессе заходит о молодых поэтах, то главными молодыми поэтами обычно оказываются друзья, приятели и случайные знакомые журналистов, сочиняющие что-нибудь попроще и понезатейливей, на уровне понимания девушки Наташи. Что ж, девушка Наташа тоже должна быть удовлетворена — всякий спрос (в рамках законности) должен встретить свое предложение. В общем, это тоже можно обсуждать — но, по возможности, в обществе людей, способных хотя бы отдавать себе отчёт в собственной культурной позиции. А пока молодые дарования из коллизии между восхищением девушки Наташи и равнодушием экспертов делают вывод, что эксперты зажимают конкурентов или просто не доросли до их недосягаемых высот, — разговора не будет.

Наблюдать всю эту кувырк-коллегию в эфире можно будет, кажется, 27 октября.
(deleted comment)

Date: 2006-09-25 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] mar-interior.livejournal.com
зато уже все ясно и можно не смотреть)

Date: 2006-09-25 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] sensensen.livejournal.com
Я смотреть не буду:( Заебало! А ведь когда-то русское ТВ считалось умным и талантливым:((((((

мда...

Date: 2006-09-25 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] osminkin.livejournal.com
мда...

Date: 2006-09-25 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] d-su.livejournal.com
в общем, мне их не делегализовать.

Date: 2006-09-25 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] chudo-vische.livejournal.com
Даша, Вы на это еще надеялись?;)

(no subject)

From: [identity profile] vedov.livejournal.com - Date: 2006-10-21 11:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-09-25 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] f-ragmen-t.livejournal.com
Кажется, я понял, зачем там нужны большие стулья: представители юношества занимают места больших, совсем взрослых людей, великанов - это, типа, честь такая. Всё по-взрослому, всё серьёзно.

Date: 2006-09-25 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com
Пасиба огромное за инфу, поприкалываемся! (нет, не над Вами, конечно, над участниками:)).

Положение о том, что "Арион" и "Воздух" суть одно и то же это ващще сильно:))

а вот в русле "Аз многогрешный говорил о том, что основная проблема и молодого поэта, и молодого читателя — незнание и непонимание того, что уже написано вчера и что пишется сегодня, а потому главная задача — просвещение и пропаганда современной поэзии, для чего требуется специальная программа (особым образом подготовленные поездки разных поэтов по стране, особая книжная серия "для начинающих" — с предисловиями, ориентирующими неискушенного читателя, и т.п.)" очень странным кажется Ваше отношение к Алле, например, Поспеловой. Человек же именно не изобретая новых путей, прекрасно знает, что было написано и, кажется, даже что будет написано. А уж в плане пропаганды и просвещения...

Серия с предисловиями была б востребована далеко не только начинающими. Если предисловие хоть на 1% будет напоминать предисловие Аверинцева в двухтомнике Мандельштама конца восьмидесятых...

Date: 2006-09-25 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bouchoujchik.livejournal.com
дааа.весело. Согласна с Василевским.

Date: 2006-09-25 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] chudo-vische.livejournal.com
Бедный, бедный Вы!..

Серию для начинающих поддерживаю, сама бы заполняла ею собственную полку. Вместе с нею, с серией, то бишь, возродить бы еще традицию подписных изданий...

Date: 2006-09-25 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] key-linn.livejournal.com
прочитал по первости "подпольных" ;) эх мечты, мечты

Date: 2006-09-25 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] stiven-dedal.livejournal.com
"основная проблема и молодого поэта, и молодого читателя — незнание и непонимание того, что уже написано вчера и что пишется сегодня". Лично меня оскорбляет, что незнание - абсолютное, а непонимание - агрессивное. знание о предмете подменяется позаимствованным у старших товарищей умением "кидать понты". впрочем, это всё достаточно очевидно. *идет с тоски убивать себя об стену*

Date: 2006-09-25 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] post--coitum.livejournal.com
Вот как-то не вижу повода копья ломать. Поэзия есть, на мой взгляд, фундаментальная словесность (по аналогии с фундаментальной наукой в отличие от прикладной). И всякая попытка профанации стоит разве что улыбки :) Ну не пытаются же математики затевать дискуссию в прямом эфире со школьными учителями и студентами-заочниками бухгалтерских курсов о, скажем, бифуркации экстремалей фредгольмовых функционалов (не знаю, что это такое, но — не пытаются) и не страдают авторы академических статей от малых тиражей и недоступности массовому читателю. Да и массовый читатель в массе своей — не страдает от непричастности.

Фундаментальные исследования во всем мире забота государства и частных фондов, но это уже совсем другая история.

А передачу посмотрю (если не забуду). Забавно же.

Date: 2006-09-25 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com
Подразумевается, что школьные учителя и студенты-заочники понимают где их уровень и где уровень профессора и не спорят, а учатся.

Занимающиеся фундаментальной наукой надеются, что добытые ими результаты войдут в практику и таким образом, через прикладных специалистов уйдут "массовому читателю". А добытое поэзией "литприкладники" осваивать как-то не спешат. Наоборот скорее.

(no subject)

From: [identity profile] post--coitum.livejournal.com - Date: 2006-09-25 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com - Date: 2006-09-26 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] post--coitum.livejournal.com - Date: 2006-09-26 07:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] post--coitum.livejournal.com - Date: 2006-09-25 07:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] post--coitum.livejournal.com - Date: 2006-09-25 08:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-09-25 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dinka.livejournal.com
хех. всё в мире относительно. видите, даже я - не худший петербургский вариант :)))

(no subject)

From: [identity profile] fayzov.livejournal.com - Date: 2006-09-26 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinka.livejournal.com - Date: 2006-09-26 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fayzov.livejournal.com - Date: 2006-09-26 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinka.livejournal.com - Date: 2006-09-26 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2006-10-21 06:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-09-26 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] monocalibro.livejournal.com
Простите, а проект "Ирина Денежкина" - и правда ВикторТопоровский гомункул?
т.е. он способен еще на какой-то креатифф кроме сортирного...

Date: 2006-09-26 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] didgei.livejournal.com
Я насчет главной задачи, которая, по твоим словам, заключается в том, чтобы просвещать и пропагандировать современную поэзию. Ну, допустим – надо. Даже можно придумать – как ( ты же этим, например, всю жизнь занимаешься, значит знаешь!), обосновать можно, объяснить зачем и почему, но… вспоминается мне творческий вечер Бунимовича в музее Сидура, больше 10 лет тому назад, на нем, после чтения своих стихов, автор грустно заметил, что последнее время он почти не читает современных поэтов. Есть у него круг людей, с которыми он когда-то начинал ( Нина Искренко, Шендерович и т.п.) , с ними он еще изредка созванивается, говорит, даже иногда выпивает, но читать…ДАЖЕ ИХ , особого желания не испытывает. Я это к тому все излагаю, чтобы показать: поэты старшего поколения - лучшие из них - известные, талантливые сами от литературы - им же современной! - устали!
Я сейчас на Рифме.ру сижу :много там, очень много одаренных людей ( это при том, что проект полузакрытый, так просто не попадешь, только по рекомендации, при наличии маломальского таланта ) - всех разве проанализируешь, оценишь, пропустишь через душу свою очерствевшую? Безнадежное это дело, Митя! Безнадежное. И читают-то друг друга только малоизвестные да начинающие… «старики» и «знаменитости» даже критикой почти не занимаются.

А были времена когда Гумилев студию вел, а Блок критические обзоры делал, первые сборники начинающих просматривал…Во как!

Date: 2006-09-26 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] didgei.livejournal.com
Согласен. Только изменения эти возрастные, почти повсеместны. Бог с ними, с поэтами 80-х,90-х - устали, а теперешние ЧТО?
Те, что НЕ устали? Ну, пишут кое-что, кое-где печатаются, кое-как, что, прямо скажем, авторитета им не прибавляет...АВТОРИТЕТА, Митя!
Необходима не только господдержка (не будет ее, однозначно!), но и активность со стороны самих авторов, как старых, так и новых, новейших...
А мы тут Рахмана обсуждаем, сидим, потому что он на телевидении засветился. Ерунда какая-то.
Прости, Господи!

Не договорил

Date: 2006-09-26 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] didgei.livejournal.com
Из вышеизложенного Не следует, что я знаю, как надо с этим бороться.
Сам-то я лично сижу на "Снежном коме" и долбаю графоманов, стараясь, между прочим, найти среди них людей с задатками...ну, дурак старый, наивный.Я их долбаю, а они мне: иди ты нахуй дядя, - мы для себя пишем, нахуй нам твоя аудитория, публика, народ читающий - мудаки они все: вот, есть у меня пара десятков жополизов - мы с ними и сливаемся в творческом экстазе, до самозабвения...
И невежество здесь, я думаю, ни при чем.
Это - форма интернет общения такая!
Пойди просвети их, как же!
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2006-09-27 04:31 am (UTC) - Expand

Date: 2006-09-26 09:27 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Дмитрий, при всём уважении к вам, но говорить о том, что театр поэтов Послушайте занял всю литературную сцену в Питере..... Ну это не понимать Питерской Литературной ситуации в принципе.
Ребята проводят свои вечера. На них ходит определённый контингент слушателей. Ну и что?
Есть та же Даша Суховей, со своими фестивалями и туда так же приходит довольно много людей .
Театр поэтов одно из многих течений в Питере, и не более. Не будем сейчас обсуждать, хорошее или плохое.Это другой вопрос. в Питере помимо них есть куча Лито , которые проводят свои вечера. Ну и т.д.

Дмитрий Ру. (Питер)






.

Date: 2006-10-08 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] maskodagama.livejournal.com
Кстати, а вам знаком такой поэт - Лёха Никонов, из Выборга?

(no subject)

From: [identity profile] maskodagama.livejournal.com - Date: 2006-10-08 11:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-10-11 02:00 am (UTC)
From: [identity profile] blackdiamond665.livejournal.com
Мрракк
:(((
И часто у Вас такое,
опять же,
разве НЕ достаточное
основание,
чтобы удариться
в отрицаловку
и запой мизантропии???
:)))))

Date: 2006-10-20 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] marryka.livejournal.com
А я вообщем-то согласна со Шпаком (странное имя..сто пудов псевдоним).Действительно поэты ,а особенно молодые ,пафосные челы,снобы ,а попросту говоря ,выпендрежники еще те.
Кучкуются вместе, считают себя высшей ступенью эволюции, а всех,кто ИХ таких ЭЛИТАРНЫХ не понимает - невежами,мещанами..деревней вообщем.Сталкивалась..знаю.
А на самом деле не вся сложная поэзия талантлива. и наоборот.

Date: 2006-10-21 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] d-avril.livejournal.com
Здравствуйте! Смотрел вчера эту программу. Понравилось стихотворение девушки из интернет-кафе. Пожалуй, поищу её стихи. :)

К сожалению, не понравился Ваш, Дмитрий, тон по отношению к простым читателям. Если Вы так уверены, что простые люди, не специалисты по квантовой механике, не способны понять творчество "на переднем крае", то зачем, вообще, выходите из лаборатории? Академик придёт в школу - ему есть, что рассказать детям. А дети слушают с открытым ртом. Так и привлекают ребят в науку... Кроме того, поэзия всё-таки не физика. Или Вы не считаете, что искусство, при всей сложности, должно оставаться человечным?

(no subject)

From: [identity profile] d-avril.livejournal.com - Date: 2006-10-21 09:03 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] barrikada.livejournal.com
не дают серьзно обсуждать насущные проблемы, лишь создают видимость
http://barrikada.livejournal.com/77349.html

Profile

dkuzmin: (Default)
Dmitry Kuz'min / Дмитрий Кузьмин

October 2023

S M T W T F S
1 2 34567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2025 05:43 am
Powered by Dreamwidth Studios