dkuzmin: (Default)
[personal profile] dkuzmin
В моей ленте обсуждаются, в основном, происходящие в разных местах митинги и демонстрации. Я искренне не понимаю, каким образом в России 2013 года митинги и демонстрации меньшинства могут что-либо изменить, но в те или иные более или менее персонализованные социальные жесты продолжаю верить. Поэтому я скажу про другое. Несколько дней назад произошёл вот такой вот круглый стол представителей российского искусства, на котором эти самые представители единодушно высказались за то, что необходимо ужесточить меры по борьбе с пиратскими публикациями в Интернете. От лица русской литературы выступали при этом писатели Сергей Лукьяненко и Татьяна Устинова. Понимая дело так, что в перспективе мы будем иметь ещё один лёгкий и эффективный способ закрывать неудобные сайты, я набросал следующий текст ответного заявления:

На состоявшемся в Москве 4 июня круглом столе «Защита прав интеллектуальной собственности в сети Интернет» Сергей Лукьяненко и Татьяна Устинова от лица российских писателей присоединились к требованиям представителей шоу-бизнеса значительно, вплоть до внесения новых статей в Гражданский, Административный и Уголовный кодексы, усилить ответственность за распространение произведений литературы и искусства в Интернете без выплаты авторского вознаграждения. Мы заявляем, что эта позиция не выражает мнения всех российских писателей, отражая интересы лишь тех из них, чьей основной целью является извлечение коммерческой выгоды из своих писательских занятий, а не создание культурных ценностей. Мы не считаем, что свободное распространение наших произведений в Интернете ущемляет наши права и интересы, и твердо убеждены, что в сегодняшней социально-экономической ситуации, в том числе ввиду сложившихся сегодня в России условий книжно-журнального рынка, такое распространение в высокой степени необходимо для выживания культуры, а попытки его ограничить ради коммерческих интересов узкого круга лиц противоречат национальным интересам.

Этот текст я разослал трём известным прозаикам, одному знаменитому эссеисту и одному крупному литературному деятелю (поскольку начинать его подписание с поэтов было бы, в медийном смысле, совершенно бесперспективно). Один из адресатов ответил мне запиской, что вопрос не так прост и требует подробного обсуждения, для которого всем следует встретиться. Четверо остальных не ответили мне вовсе.

Date: 2013-06-12 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kokki-running.livejournal.com
притом, что хорошей литературы на русском языке издаётся не так уж и много, а многие книги не претерпевают переизданий с конца 80х-начала 90х, я полностью с вами соглашусь.

Date: 2013-06-12 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] heart-s-growing.livejournal.com
А почему не начать с поэтов? Сразу подпишу, и понятно, что ещё человек сто, а там и медийные подтянутся.

Date: 2013-06-12 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
Первые подписи можно получить лишь при личной встрече и видимости совместного составления текста письма. На электронные письма в большинстве случаев люди не отвечают, даже знакомые и близкие друзья.

Date: 2013-06-12 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
Я про вас ничего и не говорил, только про ваш гипотетический круг общения.

Date: 2013-06-12 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] gaika-tool.livejournal.com
видимо, все они солидарны с лукьяненко и устиновой(

Date: 2013-06-12 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Северюхин (from livejournal.com)
Меня как искусствоведа серьезно волнует вопрос о возможности публиковать репродукции художественных произведений (старых и новых) в качестве иллюстраций к своим статьям. Сегодня эта возможность фактически запирается по двум направлениям - авторское право и музейная (архивная, библиотечная) принадлежность. Искусствоведческая статья без иллюстраций - нонсенс. Затевать же переписку с авторами/наследниками (+ с музеями) непродуктивно.
Авторское право у наследников сохраняется в течение 70 лет после смерти автора (из этого срока исключаются годы 2-й Мировой войны и годы лагерной отисдки). Таким образом, права на репродуцирование, например, работ Шагала принадлежат его наследникам до 2060 года (1985+70+5), т.е. распространяются на его пра-пра-пра-правнуков. В этом случае закон входит в явное противоречие с представлениями о социо-культурной справедливости и вообще с моралью.
Думаю, что пересмотр закона об авторских правах неминуем.
Дмитрий Северюхин,
д-р искусствоведения

Date: 2013-06-12 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
Музейная принадлежность же никак не влияет на копирайт, музеи не приобретают копирайт на работы, которыми владеют.

Date: 2013-06-13 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
А что, покупают? Я думал, у них те же права, что и у частных коллекционеров — на владение предметами.

Date: 2013-06-13 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Северюхин (from livejournal.com)
Право на тиражное воспроизведение/репродуцирование оригинального артефакта или документа принадлежит по нашему законодательству музею - архиву - библиотеке (если это не вступает в противоречие с авторским правом). В случае нарушения этого права, музей имеет возможность вчинить иск (к издательству, изданию, автору текста) на возмещение материального ущерба (от недополучения возможного дохода).
Имеется уже много примеров судебных решений в пользу музеев. Будьте осторожны!

Date: 2013-06-13 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
До того, как минуло 70 лет с небольшим со смерти автора это право находится в противоречии с копирайтом (то, что вы называете авторским правом), после — с понятием общественного достояния. И что делать, если произведение существует в нескольких оригинальных экземплярах и хранится в нескольких архивах? Может, это право существует только для объектов, не имеющих автора или с неизвестным авторством?

Date: 2013-06-13 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Северюхин (from livejournal.com)
Я не хотел бы выступать здесь в качестве ответственного юриста. Я - искусствовед, я на противоположной стороне. Законодательство всем доступно - вперёд! Хотите опубликовать "Бурлаков" Репина или чертежи Леблона? Дерзайте.

Date: 2013-06-13 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Северюхин (from livejournal.com)
Между автором и музеем может существовать договор о передаче прав на воспроизведение. Есть условия публикации. Существует понятие "добросовестного использования".
Сообщаю лентяям, не желающим познакомиться с законодательством, что выхожу из дискуссии.

Date: 2013-06-13 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
Спасибо за комментарии.

Date: 2013-06-12 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] encircled-plus.livejournal.com
Не 70 лет, а 70 лет и ещё полгода (в среднем). Причём до сих пор этот период имел свойство только удлиняться (раньше было 50 лет и полгода).

Date: 2013-06-12 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] d-su.livejournal.com
митя, а если вот они с этого живут - эти известные. и вообще - поправка на лето, все неуловимы, а если и уловимы, то можно прикинуться не-.

Date: 2013-06-12 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] jaschil-14hane.livejournal.com
Устинова и Лукьяненко - писатели? Надо же! А я думала, они работают на конвейере по производству рваных шлепанцев! И предлагали бы методику усовершенствования такого производства...

Date: 2013-06-12 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] jaschil-14hane.livejournal.com
ВЫ ПРАВИЛЬНО НАПИСАЛИ!

Date: 2013-06-13 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] alek-epstein.livejournal.com
а нет желания это Вербицкому послать, скажем? Чтобы он это разместил?..

Date: 2013-06-13 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] fayzov.livejournal.com
Я обязательно подпишу.

Date: 2013-06-13 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kusayus.livejournal.com
Согласен в первую очередь как читатель, в данный момент обитающий не в столице и постоянно сталкивающийся с тем, что магазины могут предложить мало, всякие озоны ненамного больше и только литкарта хоть как-то радует)
А как глупый эскимос искренне считаю, что зарабатывать на культурных ценностях ммм... Лицемерно,что ли?

Date: 2013-06-16 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] ilya-colley.livejournal.com
Браво!

Date: 2013-06-20 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] ddanilov.livejournal.com
(Только сейчас увидел.) Я бы подписал.

Profile

dkuzmin: (Default)
Dmitry Kuz'min / Дмитрий Кузьмин

October 2023

S M T W T F S
1 2 34567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 29th, 2026 11:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios